Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.07.2020, 16:43

Парцинская основная общеобразовательная школа

Гостевая книга
http://parza-school.ucoz.net/gb/
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [37]
Школьные документы [130]
Учебные предметы [3]
Рабочие программы [34]
ФГОС [9]
Реализуемые программы [7]
Предписания органов, осуществляющих госконтроль [9]
Методическая работа [1]
Финансово-хозяйственная деятельность [2]
Основные сведения [8]
Документы [5]
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ [15]
ОРКСЭ [5]
Рабочие программы [9]
Качество образован
http://edurm.ru/eduq/
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Представление собственного педагогического опыта
[ Скачать с сервера (236.1 Kb) ] 18.02.2018, 22:04

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Парцинская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия

Шукшиной Светланы Николаевны

 

1. Актуальность и перспективность опыта.

 

В настоящее время в соответствии с Федеральными образовательными стандартами общего

образования главной целью образовательного процесса является формирование

универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,

логические, а также постановку и решение проблемы. Таким образом, уже в начальной школе

дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации,

обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных

классов, является вопрос о способах и средствах развития логического мышления, которое

позволило бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, 

в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена современными тенденциями

образования,  так как развитие логического мышления способствует повышению культуры

мышления, что  ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить

ошибки в рассуждениях

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

Как показывает мой педагогический опыт, основными трудностями при освоении математического

материал для первоклассников являются: неверное обучение детей до школы; использование

малоэффективных приемов при изучении математического материала; недостаточное включение

геометрических заданий и развивающих упражнений, недостаточное развитие мыслительных

операций сравнения, обобщения, классификации, синтеза и анализа.

Предварительная диагностика сформированности у учащихся логического мышления на

начало их обучения в 1 классе выявила только 20 % детей с высоким уровнем развития,

средним уровнем развития логического мышления характеризовались 45 % учащихся.

Низкий уровень развития логического мышления присущ 35 % учащимся. Все это и

определило выбор темы опыта: «Развитие логического мышления младших школьников  

на уроках математики».

В современных условиях необходимо воспитывать личность, способную самостоятельно

выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный

выбор.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании познавательных

процессов как средства достижения необходимого уровня развития логического мышления,

поскольку способствует:

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к изучению математики;

- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического

мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,

совершенствованию математических знаний;

- воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора

знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное

решение.

Над данной темой работаю с 2014-2015 учебного года. В 1993 году я закончила Зубово-

 

Полянское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных

 

классах»  квалификация учитель начальных классов, воспитатель, в 2000 году закончила

 

МГПИ имени М.Е. Евсевьева по специальности «Филология. Русский язык и

 

литература» с дополнительной  специальностью «Мордовский язык и литература»

 

квалификация учитель русского языка и литературы: мордовского языка и литературы.

 

Работаю в МБОУ «Парцинская СОШ» учителем начальных классов с 13 мая 2002 года.

 

Стаж работы – 22 года, по данной специальности – 16 лет. Имею I квалификационную

 

категорию. Прошла курсы повышения квалификации в ГБУДПО «Мордовский

 

республиканский институт образования» по теме «Основы религиозных культур и

 

светской этики» с 11 апреля  по 22 апреля 2016г.

 

 Курсы повышения квалификации в ГБУДПО «Мордовский республиканский институт

 

образования» по теме «Инновационные технологии организации учебной деятельности

 

младшего школьника в современных условиях» с 19 сентября  по 30 сентября 2016г.

 

3. Теоретическая база опыта.

                                                                                                                                

В своей работе я использовала идеи Н.Б. Истоминой, которая подчеркивает, что умственное

развитие может осуществляться в активной деятельности самого ученика. Мыслительные

процессы успешнее развиваются при продуктивной творческой деятельности. «Развитие будет

идти, если деятельность будет систематичной», - считает Истомина. Мне также близка

точка зрения доктора педагогических наук, профессора, Н.Ф. Виноградовой, которая считает, что

ребенок уже дошкольного возраста имеет определенный опыт, многое умеет делать руками. Ему

доставляет особое удовольствие занятиями играми, упражнениями «геометрического характера»,

всем, что связано с геометрией (рисование, конструирование, лепка и т.д. Когда ребенок

поступает в школу, то необходимо чтобы живой поток его геометрической активности был

максимально воспринят учителем, и использовался в учебном процессе

Интеллектуально-развивающая функция геометрии как средства обучения — эта функция

геометрии по формированию мышления (логического, образного), умения выполнять логические

операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.п.). Так, например, часть

заданий на развитие интеллекта может строиться на геометрическом материале. На эту сторону

интеллектуально-развивающей функции геометрии указывают многие психологи (А.А. Зак, Л.Н.

Фридман и др. ), математики (А. Пуанкаре и др.), методисты (И.Ф. Шарыгин, В. Погорелов, А.Н.

Пышкало). Они считают, что главная задача преподавания математики в школе — научить

учащегося логически рассуждать, аргументировать свои утверждения, доказывать. А ведь в

настоящее время возникла необходимость в подготовке таких учащихся, которые способны

принимать нестандартные решения, быть активными, инициативными людьми.

4. Технология опыта.

 

Одна из важных задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое

мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о

предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без наглядной опоры, сопоставлять

суждения по определенным правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного

материала.

Я предлагаю задачи, решения которых связаны с умением правильно делать выводы.

Задача №1.

Было 2 фигурки: круг и квадрат и два домика с окном. Круг жил в домике с окном, квадрат жил в домике. Где жил круг?

На материале задач подобного рода ребенок учится делать альтернативный вывод, который выступает важным звеном в рассуждении при решении задач обсуждаемого типа. В следующей задаче ученик должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете.

Задача №2.

Было 2 фигурки: круг и квадрат - и три домика: один домик с окном и трубой, второй домик- с окном и без трубы. А третий домик- с трубой и без окна. Каждая фигурка жила в одном из трех домиков. Круг и квадрат жили в домиках с окном, квадрат жил в одном из домиков с трубой. Кто где жил?

3адача№3.

Было три фигурки: треугольник, круг, квадрат. Каждая из них жила в одном из трех домиков: первый домик был с высокой крышей и Маленьким окном, второй- с высокой крышей и большим окном, третий- с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домике с высокой крышей. Нужно отгадать, в каком домике живет какая фигурка

Четыре фигурки: круг, треугольник, квадрат и полукруг жили по одной в четырех разных домиках. Первый домик был с круглым окном и без трубы, второй- с квадратным окном и с трубой, третий- с круглым окном и с трубой, четвертый- с квадратным окном и без трубы. Круг и треугольник жили в домиках с трубой, а треугольник и полукруг жили в домиках с квадратным окном. В каком домике жила каждая фигура?

Следует отметить, что после решения задач такого вида с опорой на наглядно представленное условие, целесообразно проводить работу только с текстовой частью условий этих задач (т.е. без изображения суждений), чтобы дети практиковались рассуждать. Наряду с этим предлагаю ученикам самостоятельно составлять подобные задачи. На первом этапе предлагаю два звена условия, где говорится о предметах и их признаках, а суждения, характеризующие связи предметов и признаков дети придумывают сами. На втором этапе дети сами сочиняют свою задачу.

Развитию логического мышления способствуют следующие виды работ на построение:

1. При пресечении двух треугольников может получиться ... (четырехугольник). Покажи его. Положи треугольник по-другому. Какие еще фигуры ты видишь?

2. Начерти прямоугольник. Отметь на нем 8 точек так, что бы на каждой стороне прямоугольника оказались 3 точки.

3.. Вова начертил квадрат, но Мише сказал, что это прямоугольник. Не ошибся ли Вова?

4. Учительница предложила Саше начертить прямоугольник, а Саша начертил квадрат. Правильно ли Саша выполнил задание?

5. У четырехугольника, изображенного на рисунке, длины всех сторон равны.

Объясните, почему он не является квадратом?

6. В данном треугольнике проведи 2 отрезка так, чтобы:

  • он делился на 3 треугольника;
  • он делился на 2 треугольника и 1 четырехугольник;
  • он делился на 3 треугольника и 1 четырехугольник.

7. Бывают ли многоугольники:

  • с двумя углами;
  • с двумя сторонами;
  • с одной вершиной.

Дайте пояснения.

Таким образом, разрабатывая систему задач логического мышления, решения которых опирается на рассуждения, требующих построения цепочки точных логических рассуждений, с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями, я учу детей мыслить нестандартно.

Усвоение геометрического материала вызывает у учащегося большие трудности, которые частично объясняются особенностями их познавательной деятельности и сложности геометрического материала, полноценное усвоение которого возможно при наличии определенного уровня сформированности мыслительных операций. Я покажу, как с помощью упражнений по разбиению множества на классы можно целенаправленно формировать у младших школьников такую мыслительную операцию, как классификация. Могу предложить следующие задания:

1. Рассмотрите фигуры в каждом ряду. Чем похожи фигуры? Что послужило основанием для разделения фигур?

Определите, по какому признаку Карандаш расселил фигуры в домики?

2. Правильно ли Незнайка расселил фигурки в домики по признаку «размер»? Исправьте ошибку.

Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определенным запасом и понятий и терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытия, возможность творческой деятельности — это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

I. Продолжи закономерность:

  1. Перед вами семь фигур, шесть из них образуют группу, подчиненную определенной закономерности одна из фигур выпадает из общего ряда. Какая это фигура?
  2. Нарисуй девятую фигуру, используя закономерность.

3. Назови геометрические фигуры, из которых составлены «человечки». Чем они отличаются друг от друга? Какой «человечек» будет следующим?

4. Выполни задание, если знак Ц означает изменение цвета при сохранении заданной формы и размера; Ф означает изменение формы при сохранении цвета и размера; Р означает изменение размера при сохранении цвета и формы.

5. Вставь в кружочки нужные буквы Ц, Р, Ф.

Помогает развитию мыслительных процессов игра «Найди все многоугольники».

II. Игра « Найди все многоугольники».

Для включения относящихся к этой игре заданий в уроки достаточно сделать на доске соответствующий чертеж. Ниже я привожу серию постепенно усложняющихся чертежей, выполненных на основе одного и того же треугольника, к каждому из которых предлагается практически одинаковое задание-вопрос:

«Сколько на чертеже многоугольников?».

После получения ответа и его проверки можно задавать более конкретные вопросы типа: «Какие многоугольники есть на чертеже? Сколько на нем треугольников? Четырехугольников?» и т. д.

Работа со вторым чертежом строится так же, после чего необходимо рассмотреть оба чертежа вместе, сравнить их друг с другом и установить причину, которая привела к разнице решений (на первом чертеже 3 треугольника, на втором — 2 треугольника и четырехугольник).

Следующий шаг — создание своих чертежей, на которых тоже получается 3 треугольника или 2 треугольника и четырехугольник, а затем общий вывод о том, как в том и другом случае должен располагаться отрезок внутри треугольника (если он соединяет вершину треугольника и любую точку противоположной стороны, получается 3 треугольника, если любые точки двух сторон, которые не являются вершинами, получаем 2 треугольника и четырехугольник).

Развитие этого вида заданий может происходить за счет увеличения числа отрезков, проведенных внутри треугольника, а также за счет использования других многоугольников, имеющих большее число углов.

При систематической работе с такими заданиями дети учатся наблюдать и видеть закономерности. Значит, законы логики становятся им доступны.

Развитие умения проводить сравнения отрабатывается на системе постепенно усложняющихся заданий: сначала это задания в которых предлагается сравнить (указать сходство и различие) две фигуры, затем сравниваются группы фигур, когда при большом общем сходстве постепенно увеличивается число различий, которые должны быть найдены. Постепенно дети подводятся и к сравнению способов выполнения практических и умственных действий, к сравнению результатов, которые могут быть получены/

Таким образом, при работе с геометрическим материалам учащийся строит умозаключения, приводит доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делает выводы, обосновывая свои суждения, и  в конечном итоге, самостоятельно приобретает знания.

В результате всей проведенной работы можно сделать вывод о том, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Именно поэтому при формировании логического мышления повышается и уровень успеваемости учащихся так как:

повышается интерес к учебе;

обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

происходит развитие речи;

развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

вырабатывается активная позиция детей.

Для отслеживания результатов педагогической деятельности применялись следующие формы

контроля: тесты, анкетирование, наблюдение за учащимися во время работы на уроках и во

внеурочное время. Мониторинг определения качества и уровня сформированности ключевых

компетенций у учащихся показал, что личностно ориентированная направленность,

многообразие методов и приемов, которые использовались в работе для развития

логического мышления младших школьников, дали положительную динамику в изучении

математики и достаточно высокие стабильные показатели.

Динамика качества знаний по математике при переходе из класса в класс положительна (таблица).

Учебный год

Класс

Качество знаний %

Средний балл

2013-2014

1

67

3,7

2014-2015

2

78

3,8

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего

использования разработанной дидактической системы учителя для развития логического

мышления младших школьников посредством  математического материала.

Категория: Мои файлы | Добавил: Mandarinka
Просмотров: 246 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Телефон доверия
tel:88002000122
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz